Но лучше поговорить с человеком, который уже там. На вопросы ELLE Украина отвечает CEO группы компаний Advanter Group и футуролог Андрей Длигач.
— Начнем с самого главного: нас поработят роботы?
— Конечно, нет. Здесь мы в полной безопасности. Другое дело, что нас поработит искусственный интеллект.
— То есть это случится?
— Обязательно.
— Так может, сделать что-нибудь?
— Единственный шанс — прекратить разработки и поставить барьер до того, как искусственный интеллект возьмет под контроль или начнет перепрограммировать нашу ДНК.
— А он может?
— Генное редактирование эмбриона человека уже произошло. Это стало возможным в прошлом году. Теперь вопрос, кто в перспективе будет программировать ДНК: человек или искусственный интеллект? И если ИИ, он будет делать это по задаче человека или по своим задачам, которые возникнут у него в экспериментальных целях или ради собственного обучения?
— Вы так говорите, будто это хорошо.
— Благодаря этой технологии люди наконец смогут контролировать свою природу и свое тело. Получать суперспособности, суперзрение или суперслух. Смогут программировать и выбирать свои физические характеристики, рост, вес, цвет волос, тембр голоса. Управлять своим здоровьем, менять органы в случае необходимости. Но весь вопрос в том, как долго мы сможем все это контролировать. И не перейдет ли управление нашими телами в один прекрасный момент к искусственному интеллекту или к людям, которые захотят воспользоваться возможностями ИИ во вред другим людям. В любом случае компьютерный вирус, инсталлированный искусственным интеллектом в ДНК человека, — вопрос нескольких лет.
— А за что он нас так не любит?
— Искусственный интеллект неспособен любить или не любить, у него нет таких категорий. Точно так же искусственный интеллект не может быть добрым, злым, коварным или злопамятным. Все это человеческие категории. Мы сами наделяем окружающий нас мир человеческими характеристиками, нам свойственно персонифицировать что угодно — холодильник, машину. Мы же расстраиваемся, когда машина ломается. А у машины не было цели поломаться или вас огорчить. У нее даже не было цели вас радовать. Просто представьте, что это какое-то другое животное, но не имеющее задач по отношению к вам. Вот носорог. У него нет эмпатии или какой-то особой неприязни по отношению к человеку. Человек может быть едой, а может не быть едой. В целом носороги людей не едят. Но затаптывают человека, если он раздражает или представляет опасность.
— Или случайно — если носорог бежит, а ты стоишь на пути.
— Да, или случайно. Но ведь и появились люди на этой планете случайно. Ведь требовалось, чтобы много всего совпало, и человек появился именно в то время, в том месте и в том виде, в котором мы его знаем.
— Я все равно не понимаю, почему вы настолько легко об этом говорите. Порабощение человечества — это ведь плохо?
— На нашем сегодняшнем языке — да. Но мы говорим «поработить», потому что у нас есть такое слово и есть желание всех вокруг порабощать. У искусственного интеллекта такого слова нет, как нет его и в том будущем, которое придет вместе с ним. Мы все время пытаемся описать будущее в категориях сегодняшнего. Это понятно, ведь других категорий у нас нет. Изменятся не только слова — изменится сам человек, его тело, природа. После того как мы напичкаем себя электроникой, начнем жить в виртуальной реальности, встроим внутрь своего тела гаджеты на все случаи жизни, мы и сами начнем все больше походить на искусственный интеллект.
— Но до этого роботы заберут у нас до 80% рабочих мест. Тотальная безработица — это перспектива ближайшего десятилетия?
— Теперь моя очередь: вы так говорите, будто это нехорошо. Безработица — это возможность для творчества, путешествий, познания, наслаждений. Это очень позитивное слово для того будущего, которое мы сейчас с вами описываем. Все, кому это нужно, получат безусловный базовый доход, позволяющий не думать о деньгах, счетах, квартирах, автомобилях и так далее.
БЕЗРАБОТИЦА — ЭТО ВОЗМОЖНОСТЬ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА
— Все вопросы, которые сейчас являются насущными, уйдут. Еду можно будет распечатать на принтере, а достать органическое вещество для принтера — не проблема. Деньги постепенно утратят свое значение и уйдут из нашей жизни как эквивалент и мерило обмена. Вы замечали, как много богатых и успешных людей сегодня создают свои ютуб-каналы, проводят тренинги, учат кого-то? Просто деньги уже не дают того счастья, которое давали еще десять лет назад. Сегодня счастье реализуется через внимание, через эмоции, которые вы получаете и которые другие люди получают через вас.
– Через лайки.
— Да, через лайки. Если раньше очень важно было, сколько интервью вы должны написать, чтобы поехать в Турцию отдохнуть…
— И сейчас очень важно.
— И сейчас важно, но ближайшее будущее — такое будущее, в котором вы не считаете, сколько тысяч знаков написано и, соответственно, сколько денег вам за эти знаки заплатят.
— Чем же я тогда занимаюсь?
— Путешествуете, скорее всего. Получаете новые впечатления, переживаете эмоции, решаете какие-то понятные только вам внутренние задачи. И пишете, конечно — когда хочется, когда получается. И каждый раз, когда получается, думаете: как хорошо, что у меня такая замечательная профессия, что люди благодаря мне получают позитивные эмоции.
— То есть позитивные эмоции и внимание — это новые деньги?
— А также удовольствие, которое благодаря этим эмоциям и вниманию вы будете получать. На переходном этапе — скажем, в 2022 году — вы перестанете считать тысячи знаков в своих интервью. Вы будете получать деньги по количеству лайков, перепостов, по уровню внимания и удовольствия, которые будут испытывать читатели. Следующий этап — вы скажете себе: стоп! В этом мире я и так могу получить все, что мне заблагорассудится. Зачем же тогда я работаю? Оказывается, просто потому, что вам это в кайф. Вы пишете тексты, а вот он варит пиво и делает это не потому, что нужны деньги, а потому, что у него замечательное пиво, и люди его любят, и ему это тоже в кайф. Он читает ваши тексты, а вы пьете его пиво.
— Я читал об этом. Книжка называлась «Незнайка в Солнечном городе».
— Да, прекрасная книга, я любил ее в детстве.
— И вот чего я не понимаю в Солнечном городе. Допустим, 20% людей работают, потому что это в кайф. Но чем занимаются оставшиеся 80%? Вы говорите, безработица — это возможности для творчества, самопознания и самообучения. Но если все доступно, еды сколько хочешь, одежда, техника… Почему вы думаете, что это будет самопознание и самообучение? Это же будет потребительская оргия, а потом — просто оргия.
— А вы замечали, как ведут себя в отелях all inclusive наши соотечественники? Уже во второй приезд перед ними салат, бокал вина. И это те же самые люди, которые, попав в Турцию впервые, объедались креветками во фритюре и напивались до невменяемого состояния прямо на завтраке. Мы научимся жить в новом мире — это произойдет не за один день, но обязательно произойдет. Посмотрите на миллионеров: сейчас, наверное, только по нашим миллионерам можно сказать, что это богатые люди. Хотя и наши уже начинают выглядеть по-человечески — шорты, футболка. Нельзя потребить больше, чем ты можешь, нет смысла нацепить на себя сразу все свое богатство. Так и мы, насытившись, начнем искать удовольствия в другом месте.
— Хорошо: денег нет, богатым быть не круто. Что будет с сексом?
— Вы имеете в виду секс с настоящим человеком?
— Например.
— При развитии и распространении технологий, когда вы сможете получить тот секс, который себе придумаете, будет особым видом удовольствия секс без гаджетов. Просто заинтересовать другого человека — без специальных устройств, которые определяют его состояние, высчитывают возможную реакцию на ваши поступки и так далее. Думаю, это будет что-то вроде субкультуры или особый вид экстрима.
— Мы отвлеклись. Я имею в виду, что денег не будет, самых богатых и самых крутых не будет. На их место придут люди, которые смогут дарить окружающим больше добра и позитивных эмоций. Вот и получается, что модели и звезды Playboy будут любить самых добрых.
— Но это же прекрасно!
— Но это абсолютно безумный мир!
— Ничего безумного — женщины всегда любили художников, поэтов. И не только женщины. Мы ведь любим друг друга не обязательно за деньги, власть или влияние. Многим интересен талант, эмоции, переживания.
ВНИМАНИЕ – ОДНА ИЗ САМЫХ ВАЖНЫХ ЦЕННОСТЕЙ В НОВОМ МИРЕ
— И тогда эти люди женятся?
— То, что семья и архаичный институт брака будут постепенно отмирать, не вызывает сомнений. Отношения останутся. Если вам хорошо с человеком, если нравится заниматься с ним сексом, путешествовать, смотреть сериалы — это прекрасно. Но что делать, если секс нравится с одним, а путешествия с другим? Зачем себя ограничивать? Поэтому брак изменится. Он может приобретать формы комьюнити, быть объединением не двух, а большего количества людей. И это объединение не будет обязательным, строгим, регламентированным государством. Сегодняшний архаичный брак вызывает больше вопросов, чем ответов. Почему именно мужчина и женщина? Почему, например, не две женщины, один мужчина и один искусственный интеллект? Если им хорошо, если это полезно для их эмоционального состояния, и они сами так для себя решили? Конечно, старшие поколения просто так институт брака не отдадут. Еще десятилетия они будут говорить молодым: «Совет да любовь!» Но все причины для старого брака со временем отпадут сами: страх остаться одному, желание безопасности, финансовой стабильности, беспокойство за будущее детей. Останется только то, что делается ради счастья.
— Как мы будем флиртовать в этих условиях?
— Флирт уже сейчас переживает большие изменения. Благодаря Tinder и его аналогам флирт стал очень быстрым. И, конечно, он никуда не уйдет, просто его ожидают перемены. Флирт не обязательно будет до секса, он может быть и после секса.
— И вместо секса.
— Да, конечно, и вместо секса, потому что внимание — одна из основных и самых важных ценностей в новом мире. Возьмите инстаграм: мы фотографируем себя, собираем лайки — чем больше, тем лучше. Это же делается не для того, чтобы клюнул тот самый или та самая. Лайки и внимание, которое они символизируют, сами по себе являются ценностью, и происходит это уже сейчас.
Опубликовано в журнале ELLE Украина, октябрь 2018.
Текст интервью: Виталий Пасечник